Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

Чтобы ребенок научился складывать буквы в слова, а слова в предложения, от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Каждый, кто уже прошел через этот тернистый путь, согласится, что это не так уж и просто. В этой статье разобраны основные вопросы:

  • как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов;
  • и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Как понять, готов ли ребенок обучаться чтению?

Опираясь на мнение специалистов — психологов, оптимальный средний возраст для начала чтения – от 4,5 до 6 лет. Зачастую, большинство детей проявляет желание научиться читать в возрасте 5 лет. Но не стоит забывать, что каждый маленький человек индивидуален, и если вы не можете уложиться в усредненные сроки, это лишь сообщает о том, что с обучением чтению нужно немного повременить.

Ниже приведены основные факторы, говорящие о том, готов ли в данный момент ребенок к обучению или нет:

  • Отсутствие трудностей с произношением – у детей соблюден верный ритм и темп в речи, без затруднений произносятся все звуки;
  • Нет трудностей со слухом – ребенок не переспрашивает много раз, никак не искажает элементарные в произношении слова;
  • Достаточное устной речью – обильный лексический резерв, способность создавать слова и очевидно с целью находящихся вокруг высказывать собственные идеи;
  • Развитый фонематический слух – дошкольник способен легко отличать звуки в речи, воссоздавать услышанные звуки, умеет определить и выделить первый/последний звук в слове;
  • Ориентация в пространстве – дошкольник отчетливо понимает где находятся право/лево и верх/низ.

Если вы будете внимательно наблюдать за ребенком, вы однозначно увидите тот момент, когда ему захочется сложить буквы в слова. Ваш малыш будет все чаще обращать внимания на красивые вывески магазинов и объявления. Будет показывать на них маме и папе и будет делать первые попытки прочитать интересующие его слова. Конечно, первые попытки могут быть не совсем удачными, но главное, что следуют вынести из них – то что Ваш ребенок готов учиться читать.

Известные методики обучения детей чтению

Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким именно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором способа обучения.

 

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

5 значимых рекомендаций о формировании умения чтения у ребенка

Мамам и папам, которые стремятся как можно быстрее обучить детей читать, необходимо быть весьма чувствительными к данной немаловажной проблеме. Для того чтобы у детей ни в коем случае не исчезла заинтересованность к чтению с самых 1-ых уроков, рекомендую ознакомиться с важными рекомендациями. Они помогут в ходе преподавания воспитать в малыше любовь и интерес к книжке:

Алфавит с пеленок
Пусть дошкольник с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губочка, буквы в песенно-игровой форме. Короткие и красочные стихи о буквах останутся в младенческой памяти, и ближе к 2 годам малыш сумеет абсолютно сознательно их воспроизвести. Время от времени, можно добавлять к процессу обучение веселые песенки и короткие мультфильмы, подача информации в таком ключе помогает детям все запомнить без труда.

Ненавязчивое обучение
Для дошкольника забава – это основной метод, посредством которого он постигает находящийся вокруг мир. Унылые и скучные заучивания не дадут желаемого результата, более того, ребенок может абсолютно охладеть к чтению. Преподносите обучение как игру, осторожно и в подходящие моменты, и тогда Ваш малыш освоит необходимые знания в том темпе, что подойдет именно ему.

Занимайтесь изо дня в день
Если Вы начали тренироваться в чтении слогов, и и уроки прошли безуспешно, не стоит отчаиваться. Возможно, следует выдержать паузу в 1-2 дня, и потом попробовать снова. У малыша вышло прочитать сразу два слога из известных букв? Прекрасно, это означает, что начальные умения чтения выработаны и их необходимо совершенствовать и укреплять. Обучайтесь постоянно, и результат не заставит себя долго ждать.

Заинтересовывайте чтением
Часто проблемы в обучении появляются с тем ребенком, которого в раннем возрасте почти никак не заинтересовывали чтением, и родные не давали личный пример чтения книжек. Данное возможно поправить. В вашем доме обязаны возникнуть, которые смогут завлечь Ваше чадо — фантастика, приключения, рассказы и прочие. Создайте домашний обычай – прочтение небольшого произведения перед сном. Ребенок не сможет отказаться с материнского интереса, а увлекательная хроника побудит его заинтересованность к книжке.

От простого к сложному
Бывает, то что дошкольник запоминает названия букв, однако никак не понимает звучания. Ребенок никак не сумеет овладеть чтением вплоть до этого этапа, пока не привыкнет, запомнит и осознает фонетическую составляющую букв. Обучайтесь в данном случае постепенно:
1. изучайте звучания;
2. переходите к чтению по слогам;
3. научите детей слитию слогов в слова.

Только лишь уже после прохождения этих 3-х стадий возможно начинать учиться чтению полных текстов.

Первые шаги к чтению: ознакомление с буквами
Чтобы обучить детей чтению, следует сохранять заинтересованность к книжкам и буквам с самых ранних лет. Как правило, в 2-3 годы дети  выражают первый интерес к алфавиту и чтению в целом. Папе и маме важно поймать этот момент и максимально продуктивно его использовать.
Визуализация
Ребенок стремительно запомнит буквы, в случае если в области его зрения постоянно будут пребывать броские плакаты или картинки с алфавитом. Ребенок показывает Вам на букву – произнесите ее звучание вслух. Вероятно, что это понадобиться сделать не один раз. Возвращаться раз за разом к «А» и «Б» и воспроизводить их, однако именно таким образом ребенок стремительнее их запомнит. Удобный и очень легко привлекающий детей вариант — диалоговый электронный плакат с буквами и картинками (Электронная азбука) – оно само озвучивает ту букву, на какую нажмет дошкольник.


Осязание
Для запоминания букв алфавита детям немаловажно использовать и тактильные ощущения. С целью формирования пространственного мышления ребенка предложите ему ознакомиться с буквами, изготовленными из пластилина, либо вырезанными из картона с картона. Неплохим вариантом станут буквы, вырезанные из дерева. Обычно они продаются с доской с отверстиями, куда ребенок может вставлять подходящую по форме букву. Это еще больше поможет малышу закрепить в сознании связь между формой буквы и ее звучанием. Концентрируйте внимание на сходство объектов и букв – стул похож на букву «П», а тарелка – вылитая буква«О». Также, вариантом может быть раскрашивание букв в разные цвета. Если у вас нет возможности изготовить нечто похожее вручную, можно найти похожие  азбуки в интернете. Цена у них вполне приемлемая — до тысячи рублей. Изготовлены они обычно из дерева, без острых углов. Пример такой азбуки — WoodMaster.

Чаепитие с буквами
Процесс исследования букв станет весьма радостным и аппетитным, в случае если представить детям съедобную азбуку. С помощью скульптурных макарон можно сварить супчик с определенным набором слов, которые малыш будет пытаться «выловить» из тарелки, а на сладкое выпечь своими руками  печеньки – букварь.

Магнитные развлечения
С поддержкой магнитной азбуки возможно перевоплотить процедура исследования букв в жизнерадостную и незабываемую забаву. К примеру, детей 1-2 года возможно заманить, попросту прикрепляя букву к плоскости морозильника и говоря ее. «Дай мне буковку! Какая это буква? Это буква А!» В случае если ребенку уже 3 и более лет, ему может приглянуться игра в «магнитную рыбную ловлю». Необходимо все без исключения магнитные буквы в загрузить в водоем (тазик или пустую ванну), и сконструировать импровизированную удочку из палочки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», говорите ее название, создавая аналогию с определенным словом. «Это рыба Ж! Взгляни, как она похожа на  жука!»

 

По клавишам
Дети весьма любят копировать поведения и действия старших. Позвольте малышу вдоволь понажимать клавиши компьютера в раскрытом текстовом редакторе – его привлечет возникновение букв на экране. Продемонстрируйте, как можно напечатать самое элементарное слово «мама». Кроме того с целью осваивания букв возможно дать ребятам «в истерзание» старую клавиатуру от компьютера.Картинки по запросу ребенок и компьютер

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Картинки по запросу ребенок и книга мама

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

***

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

***

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить читать ребенка, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

 

Создаем привычку читать книжки с младенчества
В случае если ребенок станет зачастую наблюдать с книжкой собственных папу и маму, членов семьи, в таком случае научиться читать и делать точно также как взрослые, может стать для него чуть ли не целью существования. Пускай ребенок с малых лет понимает, то что чтение – очень занимательное и интересное занятие, и что правильно подобранная книжка способна заменить собою компьютерную игру либо просмотр мультфильма.

Картинки по запросу взрослый читает дети смотрят

Яркие иллюстрации
Выбирая книжку для чтения с ребенком, не следует забывать о том, что что детям важны красочные иллюстрации и картинки. Добавьте к интересному рассказу красочные рисунки и наблюдать за сюжетом ребятам станет проще и увлекательнее. Примером может яркая и красочная 3D энциклопедия —  специально разработанное мобильное приложение способно «оживить» картинки из нее — они становятся объемными, начинают двигаться и говорить. Забавные герои танцуют, читают стихи и рассказывают об окружающем мире много интересного! Пример такой книжки можно посмотреть здесь — 3D энциклопедия

Регулярное чтение
Любовь к книжкам создается никак не в краткосрочный период. В случае если взрослый станет постоянно во всеуслышание читать ребятам незначительные по времени истории и рассказы, ранее через месяцок — другой ребенок станет  выражать заинтересованность к чтению.

Возможность выбора
Ребенку обязано любопытно, что Вы там собираетесь с ним прочесть. В возрасте около четырех лет малыш уже сам может определить, в какой степени ему интересно читать ту или иную книгу. Полезным опытом для того, чтобы заинтересовать ребенка будет путешествие в библиотеку – разрешите малышу подобрать лично книжку в соответствии с его желанием.

Картинки по запросу библиотека дети

Ограничение просмотра TV
Чтение, безусловно потребует от детей конкретных умственных усилий. Чего же никак не скажешь о телевизоре – оно в некотором значении отнимает возможность помечтать, предоставляя ребенку уже готовые образы. Совершенно прекращать просмотр мультиков никак не стоит, однако уменьшить период пребывания за экраном телевизора и точно выбирать допустимые телепрограммы и мультики однозначно стоит.

Картинки по запросу телевизор дети

Вас также может заинтересовать:

 

Поделиться ссылкой: